Эль Греко |
Настоящее имя этого замечательного и даже восхитительного художника Доменико Теотокопули, родился он в 1541 году. По национальности он грек (за что в Испании и получил своё имя) жил на острове Крит и писал иконы. Именно остров Крит был в те времена последним местом, очагом угасающей постепенно византийской иконописи. В 1567 году он переселился в Венецию, учился у знаменитого мастера Тициана. Его полотна этого (итальянского) периода немного напоминают полотна Тинторетто, но уже видна и индивидуальность, которая ещё не звучит в полную силу. В 1576 году художник переезжает в Испанию. Начинается новый период его жизни и творчества. Его картины не понравились Филиппу II, и он не стал его придворным живописцем. Эль Греко поселился в Толедо, это старая столица Испании, старинный и трагический город в котором не раз лилась кровь и шли сражения, город монахов и поэтов, город таинственный и притягательный. Этот город поразил художника, он сразил его, стал его страстью и его настоящей родиной. Именно в этом городе Эль Греко стал таким необычным, неповторимым мастером, причём даже трудно отнести его искусство к одному из направлений. Маньеризм, итальянский (поздний) Ренессанс, барокко, византийские традиции, готика, всё это можно увидеть в его картинах. Тем не менее, картины написаны в стиле присущем только ему, он единственный в своём роде, он неповторим. Эль Греко был религиозен, но кажется, даже религия у него была своеобразная, своя собственная. «Благовещение», «Сошествие святого Духа», «Воскресение» были написаны в нескольких вариантах, но везде трактуются своеобразно, сюжеты находятся в какой-то иной не земной среде. Фигуры на его картинах вытянуты и как будто колеблются, стремятся ввысь, подобно языкам пламени. Деформация, изменение естественных пропорций не редкость в искусстве, но это индивидуальная, сознательная деформация, которая присуща только Эль Греко. Художник замечательно владел приёмами и законами живописи (освещение, перспектива, анатомия), но он как бы сознательно видоизменяет их, делая свои картины особенно выразительными. Он строит и особое пространство в своих картинах, оно становится зыбким и переливающимся, как водная взволнованная поверхность. То же самое Эль Греко делает и с освещением, в картинах нет одного чёткого источника света, они озаряются вспышками, подобными свету молнии при грозе Прославился художник и своими портретами. Люди на его портретах настоящие люди, которые его окружали но, художник находил в этих лицах такие духовные глубины, о которых они сами и не подозревали. В картине «Погребение графа Оргаса» представлена целая галерея лиц жителей Толедо, вероятно и лица святых старого Августина и молодого Стефана – портретны. Таких красивых лиц, причём показана красота юности и красота старости, такой одухотворённости искусство, как нам кажется, ещё не знало. У художника не было последователей среди его современников, испанские художники того времени шли другими путями. Вспомнили об Эль Греко и оценили его по достоинству только в начале двадцатого века, слава как бы вернулась к нему во второй раз. |