Микеланджело Караваджо |
Микеланджело Караваджо – итальянский живописец, родился 23 сентября 1573 года. Работал в Неаполе, Риме и в Испании. Вся его судьба напоминает судьбу гениального и беспутного поэта из Франции Вийона. Он был беден и скитался, был склонен к авантюрам и имел связи с «барви» (криминальный мир того времени), и даже побывал в тюрьме. Но всё это нисколько не умаляет его таланта и широты его души, что видно на его полотнах. Герои художника – люди из толпы, жанровые персонажи, но изображенные с подчеркнутой монументальностью. В его времена история бытового демократического жанра была ещё впереди, он как бы предвосхитил этот жанр. Его ранние работы казались даже странными. Смотрим на полотно «Обращение святого Павла» и видим – Павел лежит на земле, а практически все пространство картины занимает лошадь, не благородный скакун, а обычная рабочая лошадь. Это настоящий вызов – всем «эстетикам» и особенно болонским академистам, которые видели в грубой натуре художника главного своего врага. И религиозные темы получили у Караваджо совершенно новую психологическую интерпретацию. В своём цикле картин, который посвящён деяниям апостолов, художник показывает их неуклюжими, морщинистыми и мужиковатыми, по преданиям из евангелия они были простыми людьми (рыбаками), такими он их и пишет. Художник не собирается философствовать и размышлять об устройстве мира, он погружён в «стихию» отражения, непосредственного отражения. Караваджо любил окружающий мир, любил всё настоящее, крепкое и неприкрашенное, античность наводила на него скуку. Одна из самых его знаменитых картин «Призвание апостола Матфея». Апостол с товарищами сидят в полутемном погребке и считают деньги, особенно выразителен черноволосый юноша, лихорадочно перебирающий монеты. Открывается дверь и входит Христос, с суровым и замкнутым лицом. Он протягивает руку, выбор его падает на Матфея, он указывает на него. Матфей должен оставить повседневную суету и следовать за своим учителем. В этой картине звучит что-то глубоко личное, может быть, так себя чувствовал и сам художник, отмеченный огромным талантом. Чем дальше, тем более одухотворённым становится его искусство и тем больше становится видна его любовь к людям из низов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть его полотна «Мадонна пилигримов», «Успение Марии». Язык барокко, мироощущение в широком смысле совершенно не чужды художнику и более того, многие считают его одним из основоположников барокко (в живописи). Композиции Караваджо наполнены движением, свет падает на предметы вспышками, как бы разрезая вещи, а, не подчёркивая их структуру, как было у классиков Возрождения. Он не даёт рассеянного света, свет у него всегда боковой и резкий, мир он видит как будто объятым всполохами зарниц, а темные и глубокие фоны картин только подчёркиваю это. Его искусство привлекает к себе огромный интерес и его последователи (караваджисты) появляются во многих странах. Им свойственно повышенное чувство реальности, предметности, демократичности изображения, активная роль контрастов света и тени, монументализация бытовых и жанровых мотивов. Через «караваджизм» прошли Веласкес, Рубенс, Жорж де Латур, Рембрандт. Умер художник в 1610 году, совсем молодым, ему было всего тридцать семь лет. |